Сейчас более 90% интернет-пользователей включают в свои текстовые сообщения и в электронные письма смайлики и эмотионы, и исследователи задались вопросом, что может сказать о поведении конкретного человека использование этих незамысловатых символических картинок.
Несколько ранее ученые уже выявили, что отображаемые на дисплее печатные символы помогают облегчить кросс-культурную коммуникацию и позволяют проанализировать личность пользователя, предоставляя информацию, которая может быть интересной даже для некоторых дисциплин – от лингвистики и до маркетинга.
В своей дискуссионной статье, опубликованной 17 января 2017 года в научном издании «Тенденции когнитивных наук» (Trends in Cognitive Sciences), психологи Линда Кей (Linda Kaye), Стефани Мэлоун (Stephanie Malone) и Хелен Волл (Helen Wall) рассуждают о смайликах и эмотионах как об инструментах для оценки того, как взаимодействуют между собой люди в эпоху высокоразвитых цифровых технологий.
В электронных сообщениях смайлики заменяют вербальные и невербальные сигналы
Во время взаимодействия, которое происходит лицом к лицу, существенное значение имеют такие вербальные и невербальные сигналы, как движения лицевых мышц (мимика), высота голоса и сила рукопожатия, поскольку они позволяют собеседникам лучше понимать смысл того, о чем в ходе общения идет речь. Однако в текстовом сообщении, особенно в коротком, почти невозможно передать свои эмоции настолько точно, как это делается во время личного общения.
Как полагают исследователи, эмотионы и смайлики используются в основном как наглядные пособия для уточнения и лучшего понимания отправленных сообщений. Соавтор исследования доктор Линда Кэй, киберпсихолог в Университете Едж Хилл (Edge Hill University) в Великобритании, говорит, что эмотионы в основном используются людьми для замены жестов в качестве способа повышения выразительности своих эмоций. В жестах каждого человека существует огромное количество особенностей, поэтому, чтобы подчеркнуть свою индивидуальность во время общения чрез интернет, мы используем эмотионы и смайлики, которые похожи на некоторые из наших особенностей.
Использование смайликов при написании тестовых сообщений зависит не от возраста, а от личностных качеств
Многие предполагают, что этими забавными картинками пользуются в основном молодые люди и подростки, однако это вовсе не так. Исследования показывают, что популярные в социальных медиа-сайтах и в приложениях для обмена сообщениями эмотионы и смайлики используются не только представителями молодого поколения. Проведенный в 2014 опрос, который охватил 1 000 человек, проживающих в Соединенных Штатах, показал, что только 54% ??пользователей смайликов были в возрасте от 18 до 34 лет, а остальные пользователи были из старших возрастных групп. Как показало это исследование, обмен данными с помощью смайликов на самом деле более тесно связан с личностными качествами, а не с возрастом. Как отмечает доктор Кей, по-видимому, с использованием смайликов (применяет или не применяет человек смайлики при написании текстов) могут быть связаны также и некоторые личностные черты, такие как уступчивость, то есть насколько человек поддается влиянию других людей, хотя многие используют смайлики как короткие шуточные ответы, если ответ на вопрос не требует каких-либо серьезных и длинных объяснений.
Суждения о человеке, которые вынесены на основании смайлика, не всегда точные
Чтобы лучше понять, как коммуникация с помощью смайликов и эмотионов может способствовать улучшению представления о социальной вовлеченности (интеграции) того или иного человека, психологи хотят использовать интерактивные данные, которые доступны в социальных сетях. Ученые считают, что то, как воспринимают люди друг друга, во многом находится в зависимости от того, как они используют смайлики, поскольку эти простые проявления виртуальных эмоций могут оказывать на человека весьма серьезное влияние. Доктор Кэй говорит, что зачастую многие выносят свои суждения о человеке на основании того, как он использует смайлики, и эти суждения далеко не всегда могут быть точными. Всем нужно знать о том, что в зависимости от того, где и с кем мы используем те или иные смайлики, например, на рабочем месте или между членами семьи, суждения о нас могут весьма серьезно отличаться. Согласитесь, что смайлик, отображающий ваше состояние после чрезмерно бурной вечеринки, поставленный в конце сообщения, написанного руководителю о том, что вы не успеете до конца рабочего дня закончить отчет, вряд ли повысит ваш рейтинг как ответственного сотрудника.
Вопросы, касающиеся смайликов как способа для отображения наших настоящих эмоций, пока остаются без ответа. Но ученые считают, что уже в ближайшие годы у них получится разобраться с возникшими у киберпсихологов идеями, которые касаются нашего взаимодействия и общения посредством современных технологий. Исследователи надеются, что они смогут определить, могут ли эмотионы и смайлики выступать в качестве точки пересечения между личностным и онлайн взаимодействием и как с помощью цифровых средств массовой информации можно отобразить человеческую натуру.
По материалам Medical Xpress
Источник: